Книговедение

Книговедение — комплексная наука о книге и книжном деле, изучающая процессы создания, распространения и использования произведений письменности и печати в обществе.

Профессор А. А. Беловицкая даёт следующее определение:

Книговедение есть приведённое в систему научное знание о книге как объективном явлении социальной действительности — о природе и сущности книги, о логических и исторических процессах, формах и закономерностях её существования, движения, развития и функционирования; метод получения нового знания о книге; способ организации результатов познания книги либо в теоретические компоненты и элементы книговедческого знания, либо в теоретически осознанные правила, приёмы, процедуры, то есть методики практической книговедческой деятельности в той или иной сфере книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического) как способа существования реальной, действительной книги в её книговедческой целостности.

— Беловицкая А. А. Книговедение. Общее книговедение

История развития русского книговедения

Первым русским книговедом принято считать А. И. Богданова (1696—1766), который предпринял первые попытки составления репертуара русской книги, изучения истории русского книгопечатания. Один из его трудов — «Краткое ведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов…» (1755) — содержит сведения по истории русского книгопечатания, истории типографий, в перечне печатных книг записи расположены по типографиям, то есть по книговедческому признаку.

Теоретические построения впервые встречаются в работах В. С. Сопикова (1765—1818) и В. Г. Анастасевича (1775—1845). Нужно сказать, что на первых этапах развития книговедения оно отождествлялось с библиографией. В «Предуведомлении» к «Опыту российской библиографии…» В. С. Сопиков первым отметил общественное, пропагандистское, просветительское назначение библиографии, которую трактовал очень широко, включая в неё те отрасли знания, которые входят в современное книговедение.

Библиография из всех человеческих познаний есть самая пространнейшая наука…Посвятившему себя оной беспрестанно надлежит заниматься рассматриванием сочинений как древних, так и новейших писателей… Он не менее обязан знать Историю книгопечатания, славных типографщиков, издателей и всё производство типографическое. Сим ещё не ограничиваются его познания: обстоятельное сведение о полезных, редких и любопытных книгах, не по одним только их заглавиям и форматам, но и по их содержанию.

— В. С. Сопиков

Основные концепции книговедения

1. Концепция комплексности книговедения — А. А. Сидоров, Н. М. Сикорский — 1964 год. Основные положения концепции: Книговедение — комплексная наука о книге и книжном деле, изучающая процессы создания, распространения и использования произведений письменности и печати в обществе Книговедческие дисциплины: теория и практика редактирования, искусство книги, библиография, библиотековедение, история книжного дела. Объект науки — «книга — книжное дело — читатель»

2. Функциональная концепция книговедения — А. И. Барсук, И. Е. Баренбаум — начало 70-х гг. Основные положения концепции: В основе — схема науки о книге: редакционно-издательское дело — оформление книги — библиографическое дело — статистика печати — библиотечное дело — книготорговое дело. Методология — функциональный подход. Методы — аналитико-тематический, структурно-типологический, типографический, библиографический. Объект — «произведение (книга) — читатель (потребитель)».

3. Концепция «пересекающихся наук» — Е. Л. Немировский — 70-е гг. Основные положения концепции: Книговедение — наука, имеющая свою методологию, объект, предмет, методы; включающая в себя ряд книговедческих дисциплин. Дисциплины книговедческого цикла образуют системно-упорядоченное многоуровневое научное знание о книге.

4. Системно-типологическая концепция. Основные положения: Книга и книжное дело не только системны сами по себе, но и являются подсистемам более общей развивающейся динамической системы информационного процесса, объективно существующего в природе и обществе. Концепция базируется также на принципе коммуникативности — книга исследуется в качестве составной части единого коммуникативного процесса. Метод — типологический.