Навеки с Москвой, навеки с русским народом

«Навеки с Москвой, навеки с русским народом» — культовая картина украинского советского художника Михаила Ивановича Хмелько, написанная в 1951 году.

Сюжет

На картине запечатлён кульминационный момент Переяславской рады, состоявшейся 8 (18) января 1654 года в Переяславле. После речи Богдана Хмельницкого перед собранием казацких полковников и другой старшины, в которой гетман предложил собравшимся выбрать государя из четырёх возможных кандидатур, одновременно охарактеризовав турецкого султана, крымского хана и польского короля как гонителей православных христиан, толпа единодушно возопила: «Волим под царя восточного, православного!».

Богдан Хмельницкий изображён на крыльце каменной палаты в присутствии царского посла боярина Василия Бутурлина и представителей духовенства. Люди в толпе изображены не как серая масса, а как собор сильных, своенравных, свободных людей, делающих осознанный выбор в пользу воссоединения. В толпе также присутствуют фигуры бандуриста с мальчиком, символизирующие украинский народ.

Создание и роль картины

Картина, написанная двукратным лауреатом Сталинской премии Михаилом Хмелько, была предназначена для приближающегося 300-летнего юбилея воссоединения Украины с Россией. Впоследствии, картина Хмелько была размножена в миллионах копий, которые можно было видеть везде — в газетах, журналах, учебниках, на стенах домов, на конфетных коробках со знаменитым киевским «Птичьим молоком» и даже на спичечных коробках.