Церковная соната

Церковная соната (итал. sonata da chiesa) - инструментальное сочинение барочного периода, обычно состоящее из четырёх частей. Чаще всего в церковных сонатах имелось несколько мелодий, а части создавались в разных темпах (медленная-быстрая-медленная-быстрая). Вторая часть таких сонат обычно была написана в быстром темпе и имела форму фуги, а третья и четвертая части были в бинарной форме и были написаны как сарабанда или жига.

Бытует также ошибочное мнение, что церковные сонаты создавались исключительно для исполнения во время религиозных церемоний. Эти сочинения, хотя и несли в себе также религиозную функцию, исполнялись чаще всего как концертные пьесы для развлечения.

Одним из наиболее заметных композиторов работавших в этом жанре является Арканджело Корелли (1653–1713). Среди его лучших сочинений можно упомянуть церковную сонату №6, Op.1; посвящённую королеве Швеции, Кристине (1626–1689), проживавшей в Риме. Первые 8 из его 12 кончерто гроссо являются также церковными сонатами. Также данная форма произведения применялась И. С. Бахом в нескольких скрипичных сонатах.

После 1700 года этот тип сонат сменился камерными сонатами. Церковная соната полностью вышла из моды во времена Йозефа Гайдна (1732–1809), хотя в нескольких его ранних симфониях этот стиль все еще присутствует. Позже В. А. Моцарт создал 17 «церковных сонат», но они были предназначены уже совсем для других целей. Сочинения Моцарта были одночастными произведениями для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников.